В 2015 году проникновение интернета в стране достигло 70%. Сделаем скидку на провинциальность и получим, что к концу пятилетки не менее половины жителей города О хоть изредка залетали в сеть. Причём за эти пять лет максимальный буст получил именно мобильный трафик. Если в 2011-м на один смартфон приходилось несколько кнопочных телефонов, то к 2015-му ситуация стала обратной. Маркетинг не успевал за происходящей на глазах революцией потребления контента, и, в частности, не спешил вводить адаптивный дизайн своих сайтов, не говоря о мобильных версиях.
Основные каналы для маркетологов оставались всё теми же. Это федеральные ТВ-каналы — «Первый», «Россия», НТВ, ТНТ, СТС и другие. Это FM-радио — «Русское» и «Европа», «Авторадио» и «Хит», «Ди» и «Рекорд», «Эхо» и «Шансон», ещё несколько станций. И это наружка, для которой период выдался крайне неспокойным. Не без помощи городской администрации здесь случился серьёзный передел поверхностей. Но если кто-то надеялся, что с переходом наружной рекламы в правильные руки там исчезнет реклама мужских спа-салонов, то он сильно ошибся.
Местный глянец быстро достиг пика формы, а потом умер настолько тихо, что, кажется, никто не заметил. Оказалось, что даже премиальной публике «Телесемь» и «Теленеделя», напечатанные на гораздо менее плотной бумаге, значительно интереснее — их региональные выпуски чувствовали себя прекрасно. Социальные сети больше не воспринимались как гетто для школьников, но там не случилось ни масштабных и запоминающихся smm-кампаний, ни серьезных smm-компаний, проработавших достаточно долго. Все грезили вирусными видео и партизанским маркетингом, но заметных кейсов не произошло. В большинстве случаев маркетологи вели группы просто чтобы были, и даже таргетированная реклама, появившаяся в ВК в 2012 году, не изменила этот подход. В том же 2012-м приходит Instagram*, но в эту пятилетку он не станет откровением.
В зону ответственности местного маркетинга приходят программы лояльности, базы клиентов и прочий CRM. Рынок учится выстраивать с потребителями долгосрочные отношения. Значительно вырос объём задач по вебу. Интернет-магазины и первые лендинги, оптимизация семантики, закупка ссылок, медийная и контекстная реклама становятся частью работы маркетологов в передовых компаниях на конкурентных рынках. Все остальные по-прежнему живут в парадигме «главное обновить на сайте новости».
Маркетинговый поезд плавно сворачивает на цифровые рельсы, но тогда, в моменте, это совершенно не рефлексируется. Появляются интересные каналы коммуникации, и все они связаны с интернетом и/или смартфонами. Офлайн ни сейчас, ни в последующие годы не покажет новых выдающихся инструментов
Задач у специалистов по продвижению становится всё больше, одни соцсети чего стоят. Иногда часть работ отдаются на аутсорс — компаниям снова помогают эксперты вне штата, но уже при работающем inhouse-маркетинге.